Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Рекламный блок
Наш опрос
Что вас интересует ?

Всего ответов: 33
Главная » Статьи » История того времени

Запорожье в начале Великой Отечественной войны (Июнь-октябрь 1941 года)


Запорожье в начале Великой Отечественной войны
(Июнь-октябрь 1941 года)

За годы довоенных пятилеток Запорожье превратилось в крупный индустриальный город. Символом индустриализации не только Запорожье, но и всего Советского Союза стала Днепровская гидроэлектростанция. Вместе со строительством в 1927-32 гг Днепрогэса в городе были сооружены крупные промышленные предприятия индустриально-промышленного комплекса г. Запорожье, в который входило несколько заводов, в частности, завод листовых сталей (сегодня - ОАО "Запорожсталь"), коксохимический, алюминиевый, ферросплавов , завод инструментальных сталей (ныне - ОАО "Днепроспецсталь"). Огромную роль в развитии советского авиастроения, в том числе и военного, играл расположенный в Запорожье моторостроительный завод (теперь - ОАО «Мотор Сич»).

Поэтому в довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики Советского Союза. Огромное значение запорожской промышленности, ее роль в обеспечении обороноспособности, развития экономики невозможно переоценить.

Во многом именно из-за свое промышленное значение, географическое расположение и наличие в городе стратегически важных мостов через Днепр Запорожье сыграло заметную роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 нацистская Германия совершила нападение на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Нелегкие испытания в годы Великой Отечественной войны выпали на долю нашей Родины. Не обошли они и Запорожье, защитники и граждане которого продемонстрировали образцы героизма, мужества, стойкости и самопожертвования.

С началом войны в Советском Союзе была объявлена ​​всеобщая мобилизация взрослого мужского населения 1905-1918 годов рождения. В первые дни войны десятки тысяч запорожцев вступили в ряды Красной армии. В июле 1941 года в Запорожье началось формирование 274-й стрелковой дивизии. Командиром дивизии был назначен полковник П. Немерцалов.

В городах и селах области для помощи армии стали создаваться добровольческие подразделения различного назначения. Формировались отряды противовоздушной обороны, которые должны были быстро ликвидировать последствия авиационных ударов. Для обезвреживания немецких разведывательно-диверсионных групп создавались так называемые истребительные батальоны.

Широкое распространение получила практика организации отрядов народного ополчения. Они состояли из тех, кто по разным причинам не подлежал мобилизации в действующую армию. В Запорожье в ополчение вступило 45 тысяч человек. Отрядами запорожского ополчения руководил городской штаб во главе с первым секретарем городского комитета партии П. Комаровым и председателем горисполкома В. Скрябиным.

В августе-октябре сотни тысяч граждан Запорожской области строили оборонительные укрепления. Построенные запорожцами противотанковые рвы, траншеи с блиндажами и наблюдательными пунктами протянулись на многие километры на правом и левом берегах Днепра.

Запорожские предприятия с самого начала войны начали работать по принципу «Все для фронта! Все для Победы! ». На предприятиях постоянно росли объемы выпуска продукции военного назначения. Несмотря на сложные условия, значительно расширил ассортимент высококачественных сталей «Днепроспецсталь». На заводе освоили выпуск стали для авиационной промышленности. Усовершенствовав технологию производства, на скоростные методы выпуска стали перешел завод "Запорожсталь". На выпуск военной продукции переориентировались все машинобудувни заводы города. Моторостроительный завод с первых дней войны перешел на 12-часовую смену.

На начальном этапе войны Красная армия понесла значительные неудачи. Фронт быстро передвигался на восток. Уже в конце июля - начале августа 1941 года немцы захватили районы, граничащие с Запорожской областью, а вражеская авиация начала систематически бомбить предприятия Запорожья, Мелитополя и Бердянска. Первое бомбардировки Запорожье немецкая авиация совершила уже 22 июля. В бой с вражеской авиацией вступили батареи 16 зенитно-артиллерийского полка, который в конце июля - начале августа 1941 года отвечал за противовоздушную оборону города.

В августе начались ожесточенные бои на подступах к Запорожью. 18 августа 1941 немецким войскам удалось прорвать оборону частей Красной армии западнее Запорожья и захватить правобережную часть города и остров Хортица. Немецкие войска начали пушечно-минометный обстрел левобережной части Запорожья, прежде всего Днепрогэса и промышленной зоны. Немецкое командование хорошо понимало стратегическое и экономическое значение Запорожье, поэтому направило сюда значительные военные силы, рассчитывая с ходу захватить город и прорваться на Левобережье.

Возникла непосредственная угроза прорыва вражеских войск через плотину Днепрогэса в левобережную часть города. Однако прорваться на левый берег Днепра немецкие войска не смогли. На пути немецкого наступления встали подразделения только что сформированной 274-й стрелковой дивизии, 157-й полк НКВД, зенитчики войск противовоздушной обороны, бойцы истребительных батальонов и ополченцы.

В течение 18 августа в городе развернулись драматические события. От прямого попадания снаряда взорвался мост, с "объединял о. Хортицу с левым берегом. Это облегчило задачу защитникам города, ведь теперь враг мог прорваться в Запорожье только через плотину Днепрогэса. Атаку врага на плотине удалось отбить.

Вечером 18 августа советские войска, из-за угрозы прорыва немецких войск, были взорваны плотину Днепрогэса. Вместе с подрывом дамбы было принято решение об уничтожении генераторов гидроэлектростанции.

Подрыв дамбы привел к трагедии. Стена воды, вырвавшейся на свободу, ударил в о. Хортицу, где в то время находилось много беженцев и воинские подразделения Красной армии. Было затоплено прибрежную полосу на десятки километров вниз по Днепру. Ситуация осложнялась тем, что подрыв плотины был осуществлен без предупреждения. В результате все это привело к значительным жертвам среди военных и мирного населения. В то же время волна воды смыла несколько вражеских переправ и уничтожила немецкие подразделения, оказавшиеся в зоне затопления.

Вот как о событиях 18 августа и ситуацию с подрывом плотины Днепрогэса сообщалось в боевом донесении штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему Сталину от 19 августа 1941 года: "В результате боев врагу удалось на конец 18 августа прорваться к реке Днепр в направлении о. Хортица ... Части 274 стрелковой дивизии ... несмотря на большие потери, успешно отразили атаку противника.

В 18:00 18 августа один из железнодорожных мостов, был заранее заминирован, расположенный к востоку от о. Хортица, в результате прямого попадания снаряда взорвался от детонации. Через некоторое время было совершено высадки перемычки и Днепрогэса. Часть бойцов 274-й в.д. до 400-500 человек остались на о. Хортица, где продолжают бой до этого времени.

Как установлено следствием, высадки плотины и Днепровской ГЭС осуществлено без разрешения, самовольно подполковником Петровским и представителем Генштаба начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института (г. Москва) военным инженером 1-го ранга Елов ...

Петровский и Елов арестованы, проводится следствие. Преждевременное высадки моста и плотины осложнило обстановку боя, вызвало ненужные жертвы, облегчило врагу условия форсирования реки Днепр ... "

Выведение из строя Днепрогэса парализовало работу промышленных предприятий. В дальнейшем электроэнергия поступала из Донбасса, но ее хватало только для нужд важнейших предприятий. Прекратилась подача воды в город, поскольку трубы насосной станции на озере Ленина оказались гораздо выше уровня Днепра.

С 18 по 21 августа подразделения 274-й стрелковой дивизии, отряды народного ополчения, бойцы истребительных батальонов, сотрудники НКВД под командованием Леонова удерживали город, ожидая подхода подразделений 12-й армии. За мужество и героизм проявленные при обороне Запорожья десятки участников обороны города были награждены орденами и медалями. Оборона Запорожье продолжалась с 18 августа по 3 октября 1941 года. Все это время активную помощь войскам 12-й армии оказывали отряды ополченцев, истребительные батальоны, сотрудники НКВД. Защитники города не только оборонялись, но и контратаковали.

В результате захвата немецко-фашистскими войсками о. Хортица промышленную площадку Запорожье оказался под непосредственным обстрелом немецкой артиллерии. Это значительно затрудняло эвакуацию промышленных предприятий города. В этих условиях возникла необходимость выбить вражеские войска с острова.

В ночь с 3 на 4 сентября подразделения 274-й стрелковой дивизии и отряды народного ополчения, под прикрытием танков, форсировали Днепр и высадились на о. Хортица. Это стало полной неожиданностью для врага. После трехдневных напряженных боев советские войска освободили о. Хортицу. В этих боях вражеские войска потеряли убитыми свыше 500 солдат и офицеров. Удачной операции наших войск способствовала достоверная разведывательная информация, которую получили для советского командования «юные чапаевцев» - запорожские школьники, учащиеся средних школ № 42 и № 43.

После освобождения о. Хортица значительно ослаб обстрел предприятий и города, что значительно помогло в демонтаже и эвакуации промышленных предприятий, населения.

Эвакуация началась еще 6 августа. Уже 12 августа приказ о подготовке к эвакуации поступил на моторостроительный завод. После событий 18 августа эвакуация промышленного оборудования и населения из города начала проводиться ускоренными темпами. За короткое время запорожцам удалось вывезти на восток 22 завода союзного значения - металлургические, машиностроительные, 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Только запорожсталевцы вывезли в тыл 9358 вагонов металла и оборудования цехов. В демонтаже и эвакуации запорожских предприятий приняли участие около 10 тысяч человек, среди них 1600 квалифицированных рабочих, которые специально прибыли для этого из Донбасса.

Были эвакуированы не только промышленные предприятия, но и машиностроительный, педагогический институты и другие учебные заведения, театр им. М. Заньковецкой, радиоузел, кинофильмфонд, экспонаты краеведческого музея и многое другое.

Огромную роль в обеспечении эвакуации промышленных предприятий города сыграли запорожские железнодорожники. Своим самоотверженным трудом они создали "зеленую улицу" для эшелонов с промышленным оборудованием, которые отправлялись из города преимущественно ночью. В сентябре 1941 года каждые сутки из Запорожья на восток отправлялись 620 железнодорожных вагонов, а в некоторые дни их было даже до 900.

В восточные районы Советского Союза, только с предприятий черной металлургии города, было отправлено более 13 тысяч квалифицированных рабочих, инженеров, техников.

21 сентября руководству страны было сообщено, что по городу Запорожью все заводы эвакуированы, эвакуация проведена организованно. Это был настоящий подвиг, который совершили запорожские рабочие и инженерно-технический персонал. Оборудование запорожских предприятий, вывозили в городах и населенных пунктах Урала и Сибири, сразу монтировалось на старых и новых заводах, которые производили продукцию для нужд обороны страны.

Героическая оборона города продолжалась полтора месяца. 4 октября 1941, по приказу Ставки Верховного Главнокомандования, Красная армия оставила Киев. Немецкие войска захватили город, начался период оккупации, который продолжался более 2 лет.
Категория: История того времени | Добавил: ZKolyaNZ (17.03.2012)
Просмотров: 4657 | Теги: июнь-октябрь 1941 года, начало войны, Великая Отечественная война | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]